#Без рубрики
01 ноября 2025
В этом году АО «ДЭП №135» исполнилось 60 лет. В октябре коллектив предприятия, завершив дорожно-строительный сезон, принимал поздравления. А мы хотим рассказать, как обычно проходит летний сезон и, в целом, как работают дорожники ДЭП №135, ведут ремонт и содержание северных трасс, из чего состоят их будни, фон жизни, быт в вахтовых поселках и труд, благодаря которому дороги становятся лучше. Мы увидели все это в самый разгар сезона в начале августа.
Побывали на дорогах «Яна», «Алдан», «Колыма». А первым делом отправились на участок ремонта автодороги «Оймякон». Начинается она с поворота от федеральной автодороги «Колыма» и идет до Томтора.
АО «Дорожно-строительное предприятие №135» (входит в Группу «РИК») ведет здесь ремонт участка км 1+415 – км 16+000.
От Хандыги, где базируется ДЭП №135, до участка ремонта на дороге «Оймякон», 320 км. Большая часть пути проходит по трассе «Колыма».

За рулем Артем Егорович Николаев, заместитель генерального директора и одновременно начальник участка. Такие поездки для него – часть трудовых будней. Несколько часов в одну сторону, потом в другую. Вообще у местных другое отношение к расстояниям. Если жителю Якутска дальней кажется поездка за грибами на Вилюйский тракт, то здесь привыкли измерять расстояния десятками и даже сотнями километров – такой размах для них нечто обыденное.
Порожняком Артем Егорович, видимо, никогда не ездит. В этот раз он тоже везет посылки.
В машине нас пятеро. На заднем сиденье Анатолий, Айаас, которого Артем Егорович возил в Хандыгу к врачу, и Дарья – она едет на участок в гости к мужу.
В начале пути был кусочек цивилизации: проехались по идеально ровному асфальту. Здесь ведет ремонт тот же ДЭП №135, позже посмотрим, как здесь идет работа.
А сейчас асфальт остался позади, продолжаем путь. Солнечный жаркий день, движение на трассе оживленное, нескольких минут не проходит, как мы кого-то нагоняем или кто-то движется навстречу. И это большей частью бензовозы, они едут по одному, парой или колонной, поднимая невероятные клубы пыли. То и дело она полностью закрывает обзор.
Короткая остановка у Шаман-ручья. Ручей особый, что и по названию понятно, он не замерзает зимой. Проезжающие бросают монетки. Спускаемся по деревянным ступеням к воде и видим усыпанное монетами дно.
Самое впечатляющее в пути – горы потрясающей красоты.
Хотя раньше главным впечатлением для путешественников были прижимы.
— Сейчас будет Желтый прижим, потом Черный, дальше Заячья петля, — говорит Артем Егорович.
— Какие страшные названия…
— Нет, теперь уже не страшные.
Так и оказалось. Дорога кружит вплотную к горам, с другой стороны – обрыв, где-то внизу старая дорога, та, которая и наводила ужас. А сейчас, хоть и немного экстремально, ощущения в целом спокойные. Может, потому что водитель надежный.
По пути раза три видели турбазы.
— Много туристов?
— Есть. И мотоциклисты, и пешие. Недавно француза с переводчиком видел, автостопом идут.
Пообедали на одной из турбаз. Там был вайфай! Чтобы понять, какая это радость, надо провести в этих местах хотя бы день. Со связью здесь просто беда.
Всю дорогу попутчики подшучивали над Дашей.
— Что, Егор тебя, поди, с цветами встречать будет? Готовится уже?
Между тем, чем ближе пункт назначения, тем меньше солнца. Еще издали Артем Егорович заметил, что впереди – дождь. А потом засияла радуга.
— Так это ж Егор! Это он там фарами светит, встречает тебя, Даша!
Свернули с трассы «Колыма» на дорогу «Оймякон». Видим старые заброшенные дома, зрелище печальное.
— Это поселок Кюбюме. Здесь дорожники жили, кабельщики. А сейчас заброшен. Только один человек живет, его в интернете прозвали Колымский отшельник.
Но еще чуть проехали, и апокалипсис отступил. Вот он, сам вахтовый поселок – для 22 человек это дом на весь дорожностроительный сезон. Несколько балков, поменьше и побольше, некоторые совсем новенькие. Есть баня и кухня.
Артем Егорович выгружает из машины коробки – лекарства, всякие хозяйственные мелочи, которые заказала повар Акулина.
Рядом радостно скачет белая с серыми пятнами собака.
— Соскучился Догор. Это моя собака, – улыбается Артем Егорович.
Выезжаем на участок ремонта. Догор долго бежит за машиной, провожает.
На дороге «Оймякон» не то, что на ФАД «Колыма», машин почти нет.
— Эта дорога зимой отрабатывает, когда уголь возят с Джебариков-Хая. Летом в основном такси на Томтор, большегрузов почти нет, — объясняет Артем Николаев. – Поэтому она и держится еще, а так ремонта здесь не было больше двадцати лет. Ну, трубы иногда ремонтировали. Здесь старые трубы были железобетонные и даже деревянные, еще сталинские.
А вот и новая труба. Все трубы здесь теперь металлические, цельновитые. Эта самая большая из четырех, трехочковая, диаметром 2 метра. Выглядит основательно.
Хотя движение здесь небольшое, ремонт ведется, так, чтобы дорожники и проходящий транспорт не мешали друг другу – сперва одну полосу, потом другую. Вот бульдозер растаскивает по дороге ПГС, подъезжает самосвал, а редкие машины спокойно проезжают мимо.
— Здесь сейчас делаем земполотно, возим ПГС на дорожную одежду.
Толщина земполотна от 0,8 до 2,5 метров в зависимости от рельефа.
— Когда земполотно заканчиваем, приезжает заказчик, проверяет, соответствует ли отметкам по проекту. Если все нормально, дает добро на укладку дорожной одежды.
Проверяют дорожников регулярно, и не только заказчик, контролеров много. Но совесть — лучший контролер. Не раз за эти дни приходилось слышать от дорожников: для людей работаем.
Проезжаем мимо мегарыхлителя, немного дальше — экскаватор. Перемещается быстро, стрела поднимается, крутится во все стороны, ковш зачерпывает и высыпает грунт, и все так ловко – если не вглядываться в кабину, кажется, что машина умная.
— У экскаватора работа специфическая. Он рыхлит грунт. Канаву прорывает, кидает, выравнивает, воду спускает. А мегарыхло работает, где такой экскаватор не берет, где скальник. На двух экскаваторах один парень работает.
Так, что, конечно, не ИИ, в кабине экскаваторщик пятого разряда Павел Попов.
Канавы затем укрепляют матрасами Рено, откосы (их тоже делает экскаватор) – каменной наброской. Местность болотистая, надо укреплять, чтоб не размыло.
Погода совсем испортилась, идет дождь.
— Здесь горы, дождь как сядет, так и крутится между гор, не кончается, пока все не выльется.
— А работе это мешает?
— Условиям работы мешает, а технологии – нет. Грунты хорошие, от дождя не раскисают.
— Так вы же говорили, болотистые…
— Если моховой слой не трогаешь, ничего не происходит, оттайки нет. Когда учился в Хабаровске, нам говорили: убирайте растительный слой. Нет, на Севере так нельзя, здесь физика другая. Моховой растительный слой не трогаем.
Проезжаем дальше и забираем ребят, которые ведут вырубку по обочинам. Условия сейчас явно не способствуют их работе.
А в целом вырубка идет, что называется, опережающим темпами. Уже есть задел на следующий год
— В этом году мы отремонтируем пять километров, а в следующем – десять, и все, сдаем объект. Чтобы успеть в будущем году, мы вырубку полностью нынче сделаем.
Это первый этап, с которого начинается работа на участке.
— Здесь все обочины кустарником заросли. Кусторез работает и дорожные рабочие вручную. Вот, видите, крупные лежат, их потом на топку заберем.
И только когда обочины становятся как чистый лист, начинается расширение дороги. До ремонта ширина дороги 6 км, после 8, а с учетом откосов 10 метров — ездить будет намного удобнее и безопаснее.
Затем укладка земполотна, дорожной одежды из ПГС мелкой фракции, ремонт труб, устройство канав и откосов. Работы на пятикилометровом участке этого года начались в мае и завершаются в сентябре.
Несколько минут езды от участка ремонта, и по ушам бьет мощный грохот, потому что перед нами – грохот, то есть дробильно-сортировочный комплекс. Похож на небольшого монстра с двумя длинными руками. Вообще-то, вид не страшный, а вот шум вполне.
Возле грохота снует погрузчик, закидывающий в его нутро заготовку, камень проходит сквозь него, и из его длинных «рук» в разные стороны ссыпаются в две горы готовая ПГС – в одну сторону, в другую – крупные камни. Крупные используются для укрепления мягкого грунта, мелкая фракция – на «дорожку».
За работой грохота наблюдает светловолосый молодой парень — Саша, помощник машиниста-дробильщика.
А дробильщик – это наш утренний попутчик Анатолий Сивцев. Он демонстрирует, как управляет процессом: включается-выключается грохот с помощью рычагов в нижней части, а размер фракции задается сетками – дробильщик показывает наверх, где они устанавливаются.
— Сейчас идет сороковая фракция, если надо будет потом тридцатку или двадцатку, поднимаюсь и меняю сетки.
Анатолий в ДЭП №135 уже шесть лет, начинал простым дорожным рабочим, сейчас уже имеет самый высокий, шестой, разряд. Каждый год приезжает на дорожностроительный сезон, потом возвращается домой в Чурапчу. Там иногда подрабатывает, но основной заработок здесь.
— Почему выбрали эту работу?
— Коллектив понравился, организация.
— Семья не скучает?
— Дети уже большие, привыкли.
И Анатолий привык к грохоту.
— Наушники тоже надеваю. Но в них даже хуже, если что-то сломается или застрянет, можешь не услышать.
Если забивается, то опять же надо подняться и почистить вручную.
В смену работают трое – бульдозерист, дробильщик и помощник. В течение дня дробильщик делает обходы, присматривает за грохотом. Большей частью работа, как говорится, на свежем воздухе, но, если дождь и холодно, можно посидеть в УАЗике.
Кроме того, на нем и сменщике техобслуживание грохота.
— Техника шведская, не новая, но надежная. Нормально, если нормально следить.
Бывает, что вызывают сварщика, но в основном текущий ремонт машинисты и водители делают сами. Техники на участке немало: грохот, шесть самосвалов, два погрузчика, каток, бульдозер, автозаправщик, КАМАЗ, водовоз и два УАЗа.
— А есть у вас здесь механик, кто-то ответственный за технику?
— На участке за все отвечает начальник участка, – отзывается начальник участка.
После смены рабочие собираются на ужин. Перед входом на кухню разуваются.
На столе курица, картошка, салаты, свежая выпечка… Разговоры о том, о сем, и опять подшучивают над Дарьей и Егором.
— Ты чего, тебе курочку запеченную привезли, а ты наши пирожки берешь? Куда пошел-то? А, ужин при свечах…
Егор, которому привезли курочку – новичок, работает здесь на вахте первый год, но человек уже опытный, 27 лет стажа. Водит КАМАЗ, водовозку, заправщик. Даша работает в Хандыге, бухгалтер. Навещает супруга, пока в отпуске.
Больше всех над ними шутил тот помощник дробильщика. Сероглазый блондин Александр Сергеев («Я сахаляр, у меня мама якутка») – дорожный рабочий. Молодой, но уже не новичок. Хочет подучиться, получить разряд.

Люди за столом меняются, молодые ребята, быстро похватав, уходят, приходят другие. Люди постарше неторопливы. Например, Юрий Константинович Уваров, который работает здесь по хозяйству в поселке, и водитель КАМАЗа Айаас Ороев – он из Горного Алтая. Дружно говорят, что нравится работа, коллектив, организация.
— Я сюда приезжаю в феврале-марте и до ноября-декабря здесь. Два года приезжал, потом нет, а нынче опять приехал, — рассказывает алтаец.
— А начальник у вас строгий?
— Бывает строгий, а так нормальный, — и на это вопрос коллектив отвечает единодушно.
Артем Егорович по вахтовым поселка с 2014 года. На вахте все держится на нем – и производство, и порядок.
Последней кухню покидает единственная женщина — старший повар Акулина Корякина. Большую часть жизни она работала учителем начальных классов, а последние четыре года ездит на вахту.

— Я сама из Момы, там тоже горы, как здесь – красиво, люблю природу.
— А не тяжело – вставать рано, весь день крутиться, жить в вагончике?
— Одной тяжело, а когда есть помощник, легко. А сосед у меня очень хороший, культурный. И здесь хоть медведей нет. Раньше на Улахе работала, там ходил. Живем здесь дружно, как семья, я как будто мама, а они мои дети.
В жилом вагончике прихожая, где стоит умывальник, стол, шкаф. Слева и справа – спальни. Акулина в спальне одна, а вообще они четырехместные – по две двухярусных кроватей.
После ужина у дорожников остается немного времени на досуг. Старожилы купили «тарелку», так что могут посидеть в интернете, посмотреть кино. В 23.30 отбой — электричество отключают.

Наутро, перед отъездом, успели переговорить с экскаваторщиком Павлом Поповым. Местный парень родом из Крест-Хальджая, ему 28 лет, и он уже седьмой год работает в ДЭП №135, пришел после окончания Горно-геологического техникума в Хандыге. Сразу, как устроился на работу, купил там дом, где его теперь ждут жена и ребенок.
— Жена постоянно спрашивает, когда вернешься. Но работать надо, семью кормить надо. Зарплата хорошая, коллектив хороший. Мне сразу все понравилось, по душе. Коллектив молодой, руководство тоже молодое, техника новая. И на природе.
— Что самое сложное?
— Откосы делать. Надо, чтобы красиво было.
Про красоту удивило.
— Может, крепко?
— Ну, конечно, и крепко, надежно. Но и красиво.
Павел хочет пройти обучение в городе, получить шестой разряд и свое будущее связывает с ДЭП №135. Впрочем, как и его товарищи. Костяк коллектива стабилен. Кто-то приезжает работать на несколько месяцев, но каждый год, другие, в основном, работающие на спецтехнике – на постоянной основе. Красивых слов рабочие не говорят, но за что ценят свою работу, понятно. И процесс интересен, и результат радует. Как сказал Павел:
— Дорога после ремонта вообще класс, люди спасибо говорят. Хорошая работа, уважаемая.
Пресс-служба АО «РИК Плюс»
Фото: пресс-служба АО «РИК Плюс», АО «ДЭП №135»