СТРОИТЕЛИ И ХРАНИТЕЛИ СЕВЕРНЫХ ТРАСС. ДОРОГА «ОЙМЯКОН»

#Без рубрики

01 ноября 2025

photo

В этом году АО «ДЭП №135» исполнилось 60 лет. В октябре коллектив предприятия, завершив дорожно-строительный сезон, принимал поздравления. А мы хотим рассказать, как обычно проходит летний сезон и, в целом, как работают дорожники ДЭП №135, ведут ремонт и содержание северных трасс, из чего состоят их будни, фон жизни, быт в вахтовых поселках и труд, благодаря которому дороги становятся лучше. Мы увидели все это в самый разгар сезона в начале августа.

Побывали на дорогах «Яна», «Алдан», «Колыма». А первым делом отправились на участок ремонта автодороги «Оймякон». Начинается она с поворота от федеральной автодороги «Колыма» и идет до Томтора.

АО «Дорожно-строительное предприятие №135» (входит в Группу «РИК») ведет здесь ремонт участка км 1+415 – км 16+000.

 

В пути

 

От Хандыги, где базируется ДЭП №135, до участка ремонта на дороге «Оймякон», 320 км. Большая часть пути проходит по трассе «Колыма».

Арем Егорович Николаев

За рулем Артем Егорович Николаев, заместитель генерального директора и одновременно начальник участка. Такие поездки для него – часть трудовых будней. Несколько часов в одну сторону, потом в другую. Вообще у местных другое отношение к расстояниям. Если жителю Якутска дальней кажется поездка за грибами на Вилюйский тракт, то здесь привыкли измерять расстояния десятками и даже сотнями километров – такой размах для них нечто обыденное.

Порожняком Артем Егорович, видимо, никогда не ездит. В этот раз он тоже везет посылки.

В машине нас пятеро. На заднем сиденье Анатолий, Айаас, которого Артем Егорович возил в Хандыгу к врачу, и Дарья – она едет на участок в гости к мужу.

В начале пути был кусочек цивилизации: проехались по идеально ровному асфальту. Здесь ведет ремонт тот же ДЭП №135, позже посмотрим, как здесь идет работа.

А сейчас асфальт остался позади, продолжаем путь. Солнечный жаркий день, движение на трассе оживленное, нескольких минут не проходит, как мы кого-то нагоняем или кто-то движется навстречу. И это большей частью бензовозы, они едут по одному, парой или колонной, поднимая невероятные клубы пыли. То и дело она полностью закрывает обзор.

Короткая остановка у Шаман-ручья. Ручей особый, что и по названию понятно, он не замерзает зимой. Проезжающие бросают монетки. Спускаемся по деревянным ступеням к воде и видим усыпанное монетами дно.

 

Самое впечатляющее в пути – горы потрясающей красоты.

Хотя раньше главным впечатлением для путешественников были прижимы.

— Сейчас будет Желтый прижим, потом Черный, дальше Заячья петля, — говорит Артем Егорович.

— Какие страшные названия…

— Нет, теперь уже не страшные.

 

Так и оказалось. Дорога кружит вплотную к горам, с другой стороны – обрыв, где-то внизу старая дорога, та, которая и наводила ужас. А сейчас, хоть и немного экстремально, ощущения в целом спокойные. Может, потому что водитель надежный.

По пути раза три видели турбазы.

— Много туристов?

— Есть. И мотоциклисты, и пешие. Недавно француза с переводчиком видел, автостопом идут.

Пообедали на одной из турбаз. Там был вайфай! Чтобы понять, какая это радость, надо провести в этих местах хотя бы день. Со связью здесь просто беда.

 

Всю дорогу попутчики подшучивали над Дашей.

— Что, Егор тебя, поди, с цветами встречать будет? Готовится уже?

Между тем, чем ближе пункт назначения, тем меньше солнца. Еще издали Артем Егорович заметил, что впереди – дождь. А потом засияла радуга.

— Так это ж Егор! Это он там фарами светит, встречает тебя, Даша!

Вахтовый поселок

 

Свернули с трассы «Колыма» на дорогу «Оймякон». Видим старые заброшенные дома, зрелище печальное.

— Это поселок Кюбюме. Здесь дорожники жили, кабельщики. А сейчас заброшен. Только один человек живет, его в интернете прозвали Колымский отшельник.

Но еще чуть проехали, и апокалипсис отступил. Вот он, сам вахтовый поселок – для 22 человек это дом на весь дорожностроительный сезон. Несколько балков, поменьше и побольше, некоторые совсем новенькие. Есть баня и кухня.

Артем Егорович выгружает из машины коробки – лекарства, всякие хозяйственные мелочи, которые заказала повар Акулина.

Рядом радостно скачет белая с серыми пятнами собака.

— Соскучился Догор. Это моя собака, – улыбается Артем Егорович.

Выезжаем на участок ремонта. Догор долго бежит за машиной, провожает.

 

 

Долгожданный ремонт

 

На дороге «Оймякон» не то, что на ФАД «Колыма», машин почти нет.

— Эта дорога зимой отрабатывает, когда уголь возят с Джебариков-Хая. Летом в основном такси на Томтор, большегрузов почти нет, — объясняет Артем Николаев. – Поэтому она и держится еще, а так ремонта здесь не было больше двадцати лет. Ну, трубы иногда ремонтировали. Здесь старые трубы были железобетонные и даже деревянные, еще сталинские.

А вот и новая труба. Все трубы здесь теперь металлические, цельновитые. Эта самая большая из четырех, трехочковая, диаметром 2 метра. Выглядит основательно.

Хотя движение здесь небольшое, ремонт ведется, так, чтобы дорожники и проходящий транспорт не мешали друг другу – сперва одну полосу, потом другую. Вот бульдозер растаскивает по дороге ПГС, подъезжает самосвал, а редкие машины спокойно проезжают мимо.

— Здесь сейчас делаем земполотно, возим ПГС на дорожную одежду.

Толщина земполотна от 0,8 до 2,5 метров в зависимости от рельефа.

— Когда земполотно заканчиваем, приезжает заказчик, проверяет, соответствует ли отметкам по проекту. Если все нормально, дает добро на укладку дорожной одежды.

Проверяют дорожников регулярно, и не только заказчик, контролеров много. Но совесть — лучший контролер. Не раз за эти дни приходилось слышать от дорожников: для людей работаем.

Проезжаем мимо мегарыхлителя, немного дальше — экскаватор. Перемещается быстро, стрела поднимается, крутится во все стороны, ковш зачерпывает и высыпает грунт, и все так ловко – если не вглядываться в кабину, кажется, что машина умная.

— У экскаватора работа специфическая. Он рыхлит грунт. Канаву прорывает, кидает, выравнивает, воду спускает. А мегарыхло работает, где такой экскаватор не берет, где скальник. На двух экскаваторах один парень работает.

Так, что, конечно, не ИИ, в кабине экскаваторщик пятого разряда Павел Попов.

Канавы затем укрепляют матрасами Рено, откосы (их тоже делает экскаватор) – каменной наброской. Местность болотистая, надо укреплять, чтоб не размыло.

Погода совсем испортилась, идет дождь.

— Здесь горы, дождь как сядет, так и крутится между гор, не кончается, пока все не выльется.

— А работе это мешает?

— Условиям работы мешает, а технологии – нет. Грунты хорошие, от дождя не раскисают.

— Так вы же говорили, болотистые…

— Если моховой слой не трогаешь, ничего не происходит, оттайки нет. Когда учился в Хабаровске, нам говорили: убирайте растительный слой. Нет, на Севере так нельзя, здесь физика другая. Моховой растительный слой не трогаем.

 

Проезжаем дальше и забираем ребят, которые ведут вырубку по обочинам. Условия сейчас явно не способствуют их работе.

А в целом вырубка идет, что называется, опережающим темпами. Уже есть задел на следующий год

— В этом году мы отремонтируем пять километров, а в следующем – десять, и все, сдаем объект. Чтобы успеть в будущем году, мы вырубку полностью нынче сделаем.

Это первый этап, с которого начинается работа на участке.

— Здесь все обочины кустарником заросли. Кусторез работает и дорожные рабочие вручную. Вот, видите, крупные лежат, их потом на топку заберем.

И только когда обочины становятся как чистый лист, начинается расширение дороги. До ремонта ширина дороги 6 км, после 8, а с учетом откосов 10 метров — ездить будет намного удобнее и безопаснее.

Затем укладка земполотна, дорожной одежды из ПГС мелкой фракции, ремонт труб, устройство канав и откосов. Работы на пятикилометровом участке этого года начались в мае и завершаются в сентябре.

 

Грохот!

 

Несколько минут езды от участка ремонта, и по ушам бьет мощный грохот, потому что перед нами – грохот, то есть дробильно-сортировочный комплекс. Похож на небольшого монстра с двумя длинными руками. Вообще-то, вид не страшный, а вот шум вполне.

Возле грохота снует погрузчик, закидывающий в его нутро заготовку, камень проходит сквозь него, и из его длинных «рук» в разные стороны ссыпаются в две горы готовая ПГС – в одну сторону, в другую – крупные камни. Крупные используются для укрепления мягкого грунта, мелкая фракция – на «дорожку».

За работой грохота наблюдает светловолосый молодой парень — Саша, помощник машиниста-дробильщика.

А дробильщик – это наш утренний попутчик Анатолий Сивцев. Он демонстрирует, как управляет процессом: включается-выключается грохот с помощью рычагов в нижней части, а размер фракции задается сетками – дробильщик показывает наверх, где они устанавливаются.

 

— Сейчас идет сороковая фракция, если надо будет потом тридцатку или двадцатку, поднимаюсь и меняю сетки.

Анатолий в ДЭП №135 уже шесть лет, начинал простым дорожным рабочим, сейчас уже имеет самый высокий, шестой, разряд. Каждый год приезжает на дорожностроительный сезон, потом возвращается домой в Чурапчу. Там иногда подрабатывает, но основной заработок здесь.

— Почему выбрали эту работу?

— Коллектив понравился, организация.

— Семья не скучает?

— Дети уже большие, привыкли.

И Анатолий привык к грохоту.

— Наушники тоже надеваю. Но в них даже хуже, если что-то сломается или застрянет, можешь не услышать.

Если забивается, то опять же надо подняться и почистить вручную.

В смену работают трое – бульдозерист, дробильщик и помощник. В течение дня дробильщик делает обходы, присматривает за грохотом. Большей частью работа, как говорится, на свежем воздухе, но, если дождь и холодно, можно посидеть в УАЗике.

Кроме того, на нем и сменщике техобслуживание грохота.

— Техника шведская, не новая, но надежная. Нормально, если нормально следить.

Бывает, что вызывают сварщика, но в основном текущий ремонт машинисты и водители делают сами. Техники на участке немало: грохот, шесть самосвалов, два погрузчика, каток, бульдозер, автозаправщик, КАМАЗ, водовоз и два УАЗа.

— А есть у вас здесь механик, кто-то ответственный за технику?

— На участке за все отвечает начальник участка, – отзывается начальник участка.

 

Ужин

 

После смены рабочие собираются на ужин. Перед входом на кухню разуваются.

На столе курица, картошка, салаты, свежая выпечка… Разговоры о том, о сем, и опять подшучивают над Дарьей и Егором.

— Ты чего, тебе курочку запеченную привезли, а ты наши пирожки берешь? Куда пошел-то? А, ужин при свечах…

Егор, которому привезли курочку – новичок, работает здесь на вахте первый год, но человек уже опытный, 27 лет стажа. Водит КАМАЗ, водовозку, заправщик. Даша работает в Хандыге, бухгалтер. Навещает супруга, пока в отпуске.

Больше всех над ними шутил тот помощник дробильщика. Сероглазый блондин Александр Сергеев («Я сахаляр, у меня мама якутка») – дорожный рабочий. Молодой, но уже не новичок. Хочет подучиться, получить разряд.

Айаас Ороев (у окна) каждый год приезжает из родного Горного Алтая поработать в ДЭП №135

Люди за столом меняются, молодые ребята, быстро похватав, уходят, приходят другие. Люди постарше неторопливы. Например, Юрий Константинович Уваров, который работает здесь по хозяйству в поселке, и водитель КАМАЗа Айаас Ороев – он из Горного Алтая. Дружно говорят, что нравится работа, коллектив, организация.

— Я сюда приезжаю в феврале-марте и до ноября-декабря здесь. Два года приезжал, потом нет, а нынче опять приехал, — рассказывает алтаец.

— А начальник у вас строгий?

— Бывает строгий, а так нормальный, — и на это вопрос коллектив отвечает единодушно.

Артем Егорович по вахтовым поселка с 2014 года. На вахте все держится на нем – и производство, и порядок.

Последней кухню покидает единственная женщина — старший повар Акулина Корякина. Большую часть жизни она работала учителем начальных классов, а последние четыре года ездит на вахту.

Акулина Корякина долго работала учителем начальных классов, а сейчас с удовольствием трудится поваром в вахтовом поселке

— Я сама из Момы, там тоже горы, как здесь – красиво, люблю природу.

— А не тяжело – вставать рано, весь день крутиться, жить в вагончике?

— Одной тяжело, а когда есть помощник, легко. А сосед у меня очень хороший, культурный. И здесь хоть медведей нет. Раньше на Улахе работала, там ходил. Живем здесь дружно, как семья, я как будто мама, а они мои дети.

В жилом вагончике прихожая, где стоит умывальник, стол, шкаф. Слева и справа – спальни. Акулина в спальне одна, а вообще они четырехместные – по две двухярусных кроватей.

После ужина у дорожников остается немного времени на досуг. Старожилы купили «тарелку», так что могут посидеть в интернете, посмотреть кино. В 23.30 отбой — электричество отключают.

 

Уважаемая работа

 

Павел Попов

Наутро, перед отъездом, успели переговорить с экскаваторщиком Павлом Поповым. Местный парень родом из Крест-Хальджая, ему 28 лет, и он уже седьмой год работает в ДЭП №135, пришел после окончания Горно-геологического техникума в Хандыге. Сразу, как устроился на работу, купил там дом, где его теперь ждут жена и ребенок.

— Жена постоянно спрашивает, когда вернешься. Но работать надо, семью кормить надо. Зарплата хорошая, коллектив хороший. Мне сразу все понравилось, по душе. Коллектив молодой, руководство тоже молодое, техника новая. И на природе.

— Что самое сложное?

— Откосы делать. Надо, чтобы красиво было.

Про красоту удивило.

— Может, крепко?

— Ну, конечно, и крепко, надежно. Но и красиво.

Павел хочет пройти обучение в городе, получить шестой разряд и свое будущее связывает с ДЭП №135. Впрочем, как и его товарищи. Костяк коллектива стабилен. Кто-то приезжает работать на несколько месяцев, но каждый год, другие, в основном, работающие на спецтехнике – на постоянной основе. Красивых слов рабочие не говорят, но за что ценят свою работу, понятно. И процесс интересен, и результат радует. Как сказал Павел:

— Дорога после ремонта вообще класс, люди спасибо говорят. Хорошая работа, уважаемая.

 

 

Пресс-служба АО «РИК Плюс»

Фото: пресс-служба АО «РИК Плюс», АО «ДЭП №135»