#янолово
07 апреля 2025
В связи с расширением производства завоз грузов на участок Тиряхтях оказался намного масштабнее прошлых лет, сообщили в АО «Янолово» (входит в Группу «РИК»). Одна из особенностей завоза этого года – ранний старт и большой объем строительных материалов. Все доставлено своевременно.
«Объем перевозок каждый год увеличивается. В этом году завоз на Тиряхтях на 20 процентов больше, чем в прошлом году. Участок расширяется», — рассказал начальник управления материально-технического снабжения АО «Янолово» Семен Кобяков.
На участок Ручей Тиряхтях в Усть-Янском улусе завезли ГСМ, новую технику, стройматериалы и другие товарно-материальные ценности (ТМЦ).
Топливо возили из Нижнего Бестяха, Усть-Куйги и Нижнеянска, всего 3,5 тыс. тонн. Из Якутска на машинах доставили карьерную технику. Колесная техника (пять машин) доехала до участка своим ходом.
ТМЦ – это 75 машин запчастей, комплектующих и другого груза. Особо стоит отметить большой объем стройматериалов для новых объектов вахтового поселка.
«Материалы для строительства котельной на отработанном масле и дизельном топливе, столовой, теплого гаража, холодных складов, конторы и общежитий. Раньше закупали готовые балки, нынче начнем строить сами на месте из сэндвич-панелей, СИП-панелей. Объем строительства достаточно большой, такого еще не было», — рассказал Семен Кобяков.
К организации большого завоза в «Янолово» подошли серьезно – в ранние сроки произвели закуп и начали перевозки.
«Закупаться начали на два-три месяца раньше, чем в прошлые годы. В декабре уже стала прибывать техника, в январе – запчасти и комплектующие. И в январе практически с колес все отправляли. По холоду лучше возить: дорога не скользкая, дополнительных перевозчиков найти проще», — отметил начальник управления МТС.
Ранний старт способствовал успешному завозу, а самому завозу способствовала хорошая дорога. Семен Кояков отметил: «Дорога от трассы Усть-Куйга – Депутатский до Тиряхтяха год от года становится лучше. Мы сами ее отсыпаем. В перспективе сделаем полноценную круглогодичную дорогу».
В этом году «Янолово» приобрело 14 единиц новой техники – пять экскаваторов, три бульдозера, фронтальный погрузчик, четыре карьерных самосвала, телескопический погрузчик и передвижную авторемонтную мастерскую. Техника китайского и отечественного производства.
С учетом нынешнего пополнения парк техники на Тиряхтяхе достиг 80 единиц. И это только собственно техника, с оборудованием – более ста. Например, добавятся новые промывочные приборы, в прошлом году их было шесть, теперь будет восемь.
«Предприятие ежегодно наращивает объем добычи, соответственно, растут потребности в технике и запчастях. В этом году запчастей заказали много. В наших условиях машины стареют быстро. Грунт у нас не просто скальный, но и еще мерзлый, со льдом, иногда слой вскрыши до пяти метров. В тяжелых условиях техника работает в течение восьми месяцев по десять-двадцать часов в сутки», — рассказывает главный механик «Янолово» Константин Седалищев.
«Высокий сезон» у главного механика начинается на пару месяцев раньше завоза – надо понять, что и в каком количестве приобрести, и закупить все, разумеется, у надежных проверенных поставщиков.
«Специалисты, исходя из плана добычи, определяют какой объем горных работ, и тогда рассчитывается, сколько единиц техники надо будет поставить на рыхление грунта, сколько – на погрузку, перемещение. Чтобы техника не была перегружена, но и не ходила полупустая. Учитываем объем, время работы, время на техобслуживание. И определяем, сколько нужно приобрести единиц техники, сколько масла. Имеет значение производительность разных моделей, например, раньше мы использовали дорожные самосвалы, а теперь карьерные, которые могут перевозить в два раза больше», — объясняет главный механик.
Когда новая техника приходит в Якутск, поставщик демонстрирует ее во всей красе – она уже собрана, можно показать, как она работает. А затем колесную технику –«одевают», а часть карьерной техники– «раздевают». Утепляют машины, чтобы могли в наши холода доехать до Тиряхтяха. А разбирают, например, экскаваторы и бульдозеры, снимая ковши и прочие громоздкие части, чтобы габариты и вес соответствовали условиям перевозки по дорогам и зимникам. На разбор одного экскаватора уходит двое суток.
Бывают случаи, как в этом году, когда что-то никак невозможно уложить в габариты, тогда необходимо получить спецразрешение для проезда по дорогам и колонна едет с сопровождением – с мигалкой, знаками, плюс габаритные огни и постоянное оповещение «едет широкая техника» по рации на волне дальнобойщиков.
«Я догнал нашу колонну вечером. Вся в огоньках, переливается, красиво», — улыбается Константин Иванович.
В составе колонны топливозаправщик с тем расчетом, чтобы уже после Тополиного можно было заправляться своим топливом.
В пути водители, конечно, питаются в придорожных кафе и из запасов из дома, но при необходимости можно приготовить еду на месте – в передвижной мастерской (ПАРМ) есть и стол, и плита.
Кухня – не единственное и даже не главное достоинство передвижной мастерской, отметил главный механик: «Такая вещь очень нужна на участке. Позволяет проводить ремонт прямо на месте. В ПАРМ есть генератор, компрессор, сварочный аппарат, инструменты. В него можно сразу загрузить все запчасти».
Но и стационарные ремонтные мастерские на участке, конечно, есть, и они расширяются, причем во всех смыслах. Их становится больше, и размер у них под стать техники, она не маленькая. Например, большой экскаватор 53 тонны, высотой до пяти метров с поднятой стрелой и самосвалы 8-9 метров длиной, высотой 4,5 м. На участке работает механик, который руководит обслуживаем и ремонтом.
«Янолово» ежегодно увеличивает добычу, так что в следующем году работы и у главного механика, и управления материально-технического снабжения будет еще больше.
Пресс-служба АО «РИК Плюс»
Фото: АО «Янолово»